Новости

Спецгруппы в ВУЗах – благо или зло?

Сразу отмечу, что вопрос о спецгруппах в технических ВУЗах я оставляю за рамками этой статьи, так как ситуация в них в силу ряда причин лучше, чем в гуманитарных университетах. В последние глухих принимают фактически без конкурса, даже откровенно слабых. Многих выпускников школ-интернатов, которые, скажем прямо, совсем не дружат с русским языком, все равно берут и пытаются обучать гуманитарным профессиям, где без грамотности никак не обойтись! Какое тут может быть качество образования!


Неудивительно, что участились случаи, когда студенты, которых «тянули» все годы обучения, при трудоустройстве получают отказ. Чего же еще ожидать от работодателей?! Ведь, если они впервые столкнутся с подобными выпускниками, то в дальнейшем отделы кадров, исходя из печального опыта, дадут от ворот поворот толковым глухим выпускникам того же университета.


Зададимся вопросом: не оказывает ли система спецгрупп медвежью услугу неслышащим студентам?


Яркий пример - спецгруппы в одном известном педагогическом университете. В эти группы в последнее время поступают студенты из других городов. Поступают они ради общежития, с мыслью закрепиться, удачно выйти замуж или найти работу в Москве. Выходит, что многие иногородние студенты учатся в этом университете не для того, чтобы получить качественное педагогическое образование. В итоге на работу по специальности устраиваются 2-3 человека из выпуска. Да и те с трудом находят работу: не секрет, что в спецшколах Москвы, за небольшим исключением, существует негласное правило: не брать преподавателей с отсутствием слуха! Получается, что высшее образование, полученное в рамках спецгруппы в нашем педагогическом ВУЗе, никому не нужно - ни школам, ни самим выпускникам.


Не лучше ситуация и в спецгруппах другого, социального, университета. Рядом с добросовестными студентами здесь «получают образование» молодые парни и девушки, демонстрирующие расхлябанность и наплевательское отношение к учебе. Мне известен случай, когда один студент «забил» на весь семестр и прошел при этом на следующий курс благодаря тому, что его друзья-однокурсники сдавали за него зачеты, рефераты и даже... экзамены. Такие случаи наносят сильный удар по имиджу сообщества глухих. Репутации глухих как толковых студентов, а далее и работников, наносится непоправимый ущерб.


Ради справедливости отметим, что существуют и факты, свидетельствующие в пользу спецгрупп. Так, из МГАФК, РГУФК и ГСИИ выходят сильные выпускники, которые вырастают в серьезных и знающих специфику своего дела работников. Радует, что есть ВУЗы, которые строго следят за качеством образования.


Так нужны ли спецгруппы в гуманитарных университетах? И почему туда берут слабых и недостаточно подготовленных абитуриентов? Кто ответствен за этот, прямо скажем, беспредел? Печально, что ответственные лица некоторых ВУЗов подходят к качеству образования в спецгруппах неслышащих формально. Они отчитываются так: «Мы обучаем глухих студентов, чтобы они получили высшее образование. Вот видите, как мы заботимся об инвалидах по слуху, интегрируем их в общество, даем им «нужное» образование». Какой смысл в таком подходе к обучению профессии, если выпускники все равно не будут востребованы?!


Разве трудно, при отсутствии нужного количества неслышащих абитуриентов, отменить на год обучение в рамках спецгруппы и перевести немногих прошедших экзамены студентов в обычную «здоровую» группу, на общих основаниях? Многие уверенные в себе глухие и слабослышащие уже учатся в группах наравне со слышащими студентами и справляются с учебой весьма успешно. Тем более, если набирается 5-6 глухих студентов, то несложно «выбить» сурдопереводчика. Такой подход - это шанс для глухого или слабослышащего реально получить качественное образование.


Мне кажется, что у неслышащих абитуриентов должен быть выбор - идти в спецгруппу или учиться «в массе». Очевидно, что при подобной системе неслышащий студент сможет поступить практически в любой ВУЗ.


Геннадий Тихенко